Журнал «Обзор МВФ» : Процентные ставки повысятся по мере нормализации мировой экономики, ноумеренно
3 апреля 2014 г.
- Реальные процентные ставки в настоящее время близки к нулю; они должны повыситься, но незначительно.
- Влияние факторов, в прошлом влиявших на ставки, вряд ли изменится на обратное.
- Сохраняющиеся низкие ставки означают, что долг будет обходиться дешевле, но они также ограничивают проведение экономической политики.
Ожидается незначительное повышение реальных процентных ставок с нормализацией мировой экономической конъюнктуры, которое остановит их снижение до уровня ниже нуля после финансового кризиса, — предсказывает новое исследование Исследовательского департамента МВФ.
ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ ПРМЭ
Остающиеся на низком уровне реальные процентные ставки — ставка, которую платят заемщики за вычетом ожидаемых темпов инфляции, — облегчат бремя долга для заемщиков, но могут и связать руки разработчиков экономической политики. При низких реальных процентных ставках также усиливается вероятность того, что в будущем номинальная директивная ставка может опуститься до нижнего предела (то есть нуля), так что будет утрачен основной инструмент денежно-кредитной политики: возможность снижения процентных ставок для стимулирования роста. При наличии риска того, что темпы роста в странах с развитой экономикой останутся на очень низком уровне, это ограничение может стать реальностью.
Ожидается, что любое повышение текущих реальных процентных ставок будет умеренным, поскольку влияние основных факторов, способствовавших снижению реальных ставок, вряд ли изменится на обратное:
• Сбережение: норма сбережения стран с формирующейся рыночной экономикой значительно повысилась с 2000 по 2007 год, снизив процентные ставки. Ожидается, что повысившиеся ставки снизятся лишь частично.
• Портфели: после финансового кризиса увеличился спрос на безопасные активы — облигации по сравнению с все более рискованными акциями и другими инструментами участия в капитале. Этому также способствовало накопление резервов в странах с формирующимся рынком. Без значительного непредвиденного изменения политики этот тренд, вероятно, продолжится.
• Инвестиции: снижение нормы инвестирования в странах с развитой экономикой в результате глобального финансового кризиса, вероятно, сохранится.
С начала 1980-х годов процентные ставки или доходность по активам с любыми сроками погашения снижались во всем мире, причем значительно быстрее, чем инфляционные ожидания. Это означает, что снизились реальные процентные ставки — ставки для заемщиков с поправкой на ожидаемую инфляцию. Десятилетние реальные процентные ставки во всех странах снизились в среднем с 5½ процентов в 1980-е годы до 3½ процентов в 1990-е годы, 2 процентов в период с 2001 по 2008 годы, и 0,33 процента в период с 2008 по 2012 годы (рис. 1).
В условиях усилившейся глобальной экономической и финансовой интеграции за последние три десятилетия реальные ставки, особенно более долгосрочные, теперь определяются в основном общими глобальными факторами.
Денежно-кредитная политика была главным фактором, определявшим динамику реальных ставок в 1980-х — начале 1990-х годов, но усовершенствованная налогово-бюджетная политика в странах с развитой экономикой стала основным фактором, лежавшим в основе дальнейшего снижения реальных процентных ставок в 1990-х годах. При этом решающую роль в последнее время играли вышеуказанные факторы.
В нашем исследовании мы составляем новую систему данных по реальным процентным ставкам для широкого набора стран, с тем чтобы детально изучить эти факторы и предсказать будущие реальные процентные ставки и, в более общем плане, стоимость капитала.
Избыточные сбережения и предпочтения инвесторов
Снижение реальных процентных ставок в середине 2000-х годов часто объяснялось двумя факторами:
• избыточными сбережениями в странах с формирующимся рынком, особенно Китае;
• сдвигом в предпочтениях инвесторов в пользу активов с фиксированным доходом — таких как облигации, — а не инструментов участия в капитале, таких как акции.
Оба эти фактора оказывают понижательное давление на реальные процентные ставки во всем мире, тогда как ожидаемая прибыль от инвестиций в акционерный капитал повысилась.
Значительным ростом сбережений в странах с формирующимся рынком, особенно в Китае, в середине первого десятилетия XXI века объясняется более половины снижения реальных ставок (рис. 2). Это только частично компенсировалось уменьшением сбережений в странах с развитой экономикой. Быстрый рост доходов в странах с формирующимся рынком за этот период, по всей видимости, был наиболее важным фактором, влиявшим на рост сбережений.
Больше половины снижения реальных ставок в первом десятилетии XXI века можно объяснить увеличением относительного спроса на облигации. Этот сдвиг отражал повышение рискованности акций в сочетании с ростом спроса на безопасные активы в странах с формирующимся рынком для увеличения накопления официальных валютных резервов. После глобального кризиса обе эти причины продолжали способствовать снижению реальных ставок, но уже не так активно.
Чего следует ожидать
«Шрамы», оставленные глобальным финансовым кризисом, привели к резкому и устойчивому снижению объема инвестиций в странах с развитой экономикой. Это также в значительной степени способствовало снижению процентных ставок в последнее время. Воздействие кризиса на сбережения не было настолько сильным. Согласно нашему исследованию, последствия глобального финансового кризиса, вероятно, будут ощущаться в ближайшие 5 лет, и отношения инвестиций к ВВП во многих странах с развитой экономикой вряд ли вернутся к докризисным уровням (рис. 3).
Ожидаемое умеренное повышение реальных процентных ставок и стоимости капитала отчасти объясняется фазой цикла: чрезвычайно низкие реальные ставки последних лет отражают значительный разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства в странах с развитой экономикой. При этом исследование указывает на то, что реальные ставки и стоимость капитала, вероятно, останутся на относительно низком уровне даже после исчезновения таких разрывов.
В плане мер политики, если реальные процентные ставки ниже темпов роста ВВП, увеличение государственных инвестиций может не привести к росту в среднесрочной перспективе отношения государственного долга к ВВП: более высокие темпы экономического роста финансировали бы бремя дополнительного долга.
В плане денежно-кредитной политики, период сохраняющихся низких реальных процентных ставок может означать, что нейтральная директивная ставка (то есть ставка, согласованная с потенциальным экономическим ростом) будет ниже, чем в 1990-х годах или в начале 2000-х годов. Это может также повысить вероятность того, что номинальная процентная ставка достигнет нулевой нижней границы в случае неблагоприятных шоков для спроса при целевых показателях инфляции на уровне примерно 2 процентов. Это, в свою очередь, может повлечь за собой последствия для денежно-кредитной политики.
Наконец, при сохраняющихся низких реальных (и номинальных) процентных ставках у финансовых организаций может возникнуть стимул к поискам более высокой реальной (и номинальной) доходности с принятием большего риска. Это, в свою очередь, может усилить системные риски в финансовом секторе, и для обеспечения финансовой стабильности будет необходим надлежащий макро- и микропруденциальный надзор.
МВФ опубликует свои мировые прогнозы из «Перспектив развития мировой экономики» 8 апреля.